![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Кладбищенские рассказы не Акунина...
Я, конечно, и мистическую сторону уважаю, и его слог мне очень нравится. Но дело в другом.
Я сама обожаю ходить по кладбищам.
А я ведь и маленькой девчушкой это любила!
В Троицу наша семья из Пустых Меленок отправлялась пешком на кладбище. Через лес, в обход болота, мимо поля, ещё сохранившего очертания ипподрома, где работал мой дед (здесь, на конном заводе, разводились знаменитые орловские рысаки), по аллее с екатерининских времён...А потом через реку Сестру, на пригорок - и мы на месте!
Взрослые брали с собой кисти, краску, еду, выпивку.
Сначала убирали могилки (уже тогда там лежали мой дед Иван и четверо их с бабушкой Маней детей). Пололи, красили ограду.
А я ходила от могилы к могиле. Ничуть не боялась. Благоговела. Читала надписи, если это было возможно, высчитывала года...
Кладбище с каждым годом становилось всё заброшеннее. Там уже почти никого не хоронили.
Перед самым нашим отъездом в Израиль умерла бабушка Маня. Конечно, положить её надо было там, со всеми.
И вот зимой, в жуткий мороз, когда не было подъездов к кладбищу, выгрузили гроб из машины, провожающие вышли из автобуса и понесли бабушку в последний путь... По колено в снегу, через разрушенный мост, через заросли победившего цивилизацию леса...
А тогда, давно, девчонкой, я нашла однажды саркофаг, старалась разобрать буквы на нём. Но не о многом они мне говорили. Когда же пришла мода на всё старинное, оказалось, что у кладбища есть название, что саркофаг тот принадлежит Татищеву, и я сразу вспомнила это имя.
Я скучаю.
Вот о нашем кладбище:
Усадьба Болдино
В этом малолюдном сельце прожил безвыездно последние четыре года жизни, с 1746 по 1750 г., известный русский ученый, автор первой российской истории Василий Никитич Татищев. Участник взятия Нарвы и Полтавского сражения, В. Н. Татищев несколько лет жил на Урале, где руководил казенными горными заводами. Позднее он был генерал-губернатором Оренбургского края, а затем Астрахани.
Долгое время Татищев собирал документы, относящиеся к географии и истории России. Отстраненный в царствование императрицы Елизаветы от должности, Василий Никитич вынужден был жить в деревне. Здесь он усиленно продолжал работу над главным трудом своей жизни - «Историей Российской с самых древнейших времен». Напечатан труд был только после его смерти.
Татищев похоронен в 2 км от Болдина на бывшем Рождественском погосте, где некогда стояла приходская церковь. Теперь это кладбище почти забыто, найти его в лесу непросто. Если в планы туристов входит посещение могилы русского ученого, лучше отправиться туда из Дулепова, лесной тропой до деревни Шахматово, а оттуда лесом, минуя два оврага, выйти в Рождествено. На могиле Татищева сохранился тяжелый каменный саркофаг с надписями, раскрывающими основные вехи жизни ученого и государственного деятеля.
Здесь фотографии с Рожденственского кладбища: